Формула строительства 
  Практикум      Максимум      Оптимум      Хроникум      Экстремум      Уникум      Релаксиум  


Практикум Эх, шале, шале... Или проблемы дома с балкономС тепловизором к избеАлмазная резка проемов стенОптимальная система отопления для вашего коттеджаА мы уезжаем до дома, до хатыЗдоровое жилищеРазноцветная клумбаЧистые окна - светлый мир

Максимум Геометрическая мозаика из природного камняДомашний уют в квартире, загородном доме и офисеТри обязательных признака хорошего ресторанаКондиционер в загородном домеНесколько слов о лестницеВыращивание садовых однолетников

Оптимум Деревянная лестницаПлитка напольная из природного камняСвойства и особенности применения смальтыКачеcтвенное мытьё оконОбрезка высокого дерева в московском двореКомнатные растения - выбираем, покупаем, воруем

Хроникум Фивы египетские и греческиеКоринфский ордер в античный периодАнгкор-Ват - чудо древней КамбоджиСтроительство КоломныЗамок ШпильберкАрхангельский музей деревянного зодчества Малые КорелыМавзолей Хаджи Амина (Хожджамны Кабры) в НаманганеПетр Телушкин - первый русский промышленный альпинистВысотные работы в Ленинграде во время Великой Отечественной войныВысотные работы при послевоенной реставрации Петропавловского собораСтроительство Панамского канала

Экстремум Факторы опасности пожара при строительстве деревянного домаБезопасность детей при посещении стройки дачи или загородного домаЧудесный ржавый бакПростые правила тушения пожараТоксичные вещества в строительных и бытовых материалах

Уникум Лофт-интерьер винного магазинаМозаика практичная и прекраснаяХудожественный паркетКованые изделия и стиль садаКамень в архитектуре, скульптуре, живописи

Релаксиум Отдыхаем, читая Татьяну Латукову«Ченстоховская» или «Умягчение злых сердец»? Загадка богородичной иконографииЛюдвиг ван Бетховен. Третья симфония («Героическая»)Пушкинcкие места: Полотняный заводЧюрлёнис. Художник, композитор, философОтдыхаем в соляной комнате




Мавзолей Хаджи Амина (Хожджамны Кабры) в Намангане

В Намангане по соседству с оживленным городским рынком скромно приютился небольшой, но очень интересный памятник архитектуры - мавзолей Хаджи Амина, известный под названием Ходжамны Кабры. Мавзолей был построен во второй половине XVIII века, когда Намангам превратился в один из крупных городов Ферганской долины. Глядя на памятник, невольно проникаешься уважением к вечно живому искусству народных мастеров, сумевших в условиях феодальной реакции, политической раздробленности и анархии сохранить высокие художественные традиции, уходящие корнями в глубокую древность.

Мавзолей Хаджи Амина (Хожджамны Кабры) в Намангане
Мавзолей Хаджи Амина (Хожджамны Кабры) в Намангане



Для украшения здания мавзолея применена резная терракота, вытесненная в начале XIV века из арсенала среднеазиатских зодчих многоцветной поливной облицовкой.
Памятники XIV-XV веков в Самарканде, XVI-XVII веков - в Бухаре сверкают великолепными мозаиками из разноцветных изразцов, но резной терракоты на них нет. И вдруг, совершенно неожиданно, во второй половине XVIII века в наманганском мавзолее воскресает резная терракота, причем сработанная умелыми и уверенными руками.
Имя мастера, построившего памятник, написано рельефными буквами над входом в мавзолей: "Произведение усто Мухаммада Ибрагима сына Абдураима". Усто - по-таджикски означает мастер.

Мавзолей Хаджи Амина - резной декор стены
Мавзолей Хаджи Амина - резной декор стены



Главный фасад здания решен в традиционной форме портала со стрельчатой аркой и фланкирующими колоннами по углам. Портальная арка обрамлена П-образными поясами с чередованием узких и широких лент, заполненных растительными и геометрическими орнаментами. Широкие пояса украшены плитками резной терракоты, узкие - выполнены в технике двухслойной резьбы по алебастру.

Известно, что нижний слой был раньше окрашен в красный цвет и служил фоном для ярко-белой резьбы. В настоящее время оба слоя выглядят одноцветными и почти не отличаются по тону от плиток резной терракоты.

В облицовках портала использованы также цветные глазурованные изразцы. Архивольт арки, выведенный из чередующихся ярко-зеленых и оранжевых кирпичей, четко выделяется на фоне сложной орнаментации всего фасада. В тимпане арки на сетке мелких геометрических плетений выделяются пятилепестковые розетки с крупными цветками. Пяты арки покоятся на колонках, облицованных зелеными изразцами. Примечательны оранжево-красные конические капители, украшенные рельефом в виде трех петелек. Нижние части угловых гульдаста покрыты глазурью оранжевых и зеленых тонов. Этим незатейливым и скупым пятнышкам обязан фасад своей подкупающей свежестью.

В противовес насыщенному декором главному фасаду здания, боковые и задняя стены его лишены какого-либо убранства и сохранили фактуру кирпичной кладки.

Обращает на себя внимание необычная форма подкупольного барабана в виде двенадцатиконечной звезды, исполненной, впрочем, с большими искажениями. Подобная форма барабана встречается у памятников, увенчанных рубчатыми куполами. По видимому, и над мавзолеем Хаджи Амина предполагалось возвести такой же купол. Но этот замысел остался неосуществленным.

Мавзолей Хаджи Амина - внутренний декор
Мавзолей Хаджи Амина - внутренний декор



Не менее своеобразным и любопытным, чем главный фасад мавзолея, является его интерьер. Как бы очерчивая основание стен, над панелью проходит эпиграфический пояс с буквами и растительными узорами. Второй такой же пояс венчает верхнюю границу стен, над которой размещаются ярус арочных тромпов и вытянутый кверху купол.

Внутренние стены усыпальницы покрыты сплошным ковром резной декорации с цветными фоном. В центральной части их - широкая полоса, расчлененнная кружевными бордюрами на отдельные панно в форме стрельчатых арочек (равок), в которых с бесконечным разнообразием варьируется одна и та же тема - причудливое переплетение веток,листьев и цветов. Купол разделен орнаментальными ребрами на восемь сферических треугольников, украшенных стилизованным изображением вазона с веткой граната и круглыми медальонами.

Но основной акцент в декоративном решении интерьера сосредоточен на коранической надписи, кольцом обегающей стены усыпальницы. Эффект достигнут здесь преувеличенным масштабом и высоким рельефом букв. Для того, чтобы картина убранства помещения была полной, нужно иметь в виду, что панель первоначально также украшалась резьбой по алебастру.

Мавзолей Хаджи Амина - главный фасад
Мавзолей Хаджи Амина - главный фасад



Исполненный вкуса и мастерства декор интерьера мавзолея Хаджи Амина выполнен виртуозно, сбольшим пониманием целей и средств художественного воздействия. В детализации, как и в общей композиции, сказываются художественная интуиция, чувство ритма и пропорции. При этом целое и части связаны единством стиля. И хотя сюжеты резьбы и росписи выражаются в растительных и геометрических формах, культура орнамента поражает богатством и разнообразием. Вкус художника и мастерство исполнения создали образец утонченного изящества.

Мавзолей Хаджи Амина - прекрасный образец лучших традиций архитектурной школы Ферганской долины. Мухаммад Ибрагим умело развил стилистические приемы архитектуры прошлых столетий и создал незаурядный памятник, намного превзошедший уровень зодчества своего века.

Источник: Игорь Евгениевич Плетнев. "Ходжамны Кабры".
Иллюстрации пересняты из брошюры.
Изд. "Узбекистан", Ташкент - 1968г.


Следующая страница: Петр Телушкин - первый русский промышленный альпинист

 • Главная   • Хроникум   • Мавзолей Хаджи Амина (Хожджамны Кабры) в Намангане  
  Практикум    Максимум    Оптимум    Хроникум    Экстремум    Уникум    Релаксиум  
  Замок Шпильберк Ангкор-ват - Чудо Камбоджи Малые Корелы деревянное зодчество 
  © ТО «Строй-формула», 2011-2022.
Архитектура, строительство, ремонт. Интерьер, дизайн, искусство.
Безопасность. Консультации, проектирование, поставки, монтаж, эксплуатация.
О проекте
Контакты
Карта сайта